Пран Невиль
Танцовщица и музыканты. Храмовый комплекс Каджурахо.Х-ХI век.
Согласно индийской традии танец - творение божественного. Рассказывают, однажды богу небес Индре* и
его друзьям богам стало скучно и они начали просить бога Брахму, Создателя,найти им такое занятие,
которое может быть увидено и услышано. Брахма вдохновил мудреца Бхарату на создание "Натья Шастры",
священного труда, посвященного танцу и музыке. При осмыслении танцев Бхарата осознал, что грациозный
танец ласья может быть исполнен только женщинамию Он сказал Брамхе о своей проблеме и тот
сотворил апсар, первых женщин-танцовщиц для развлечения богов. Поэты сочинили множество гимнов,
воспевающих красоту апсар и то, как они радовали богов своими танцами под аккомпанемент музыки
гандхарвов, мифических божественных певцов. В мифах рассказывается, как бог Индра отправлял
апсар, чтобы соблазнять мудрецоа-аскетов, чьи эпитимьи вызывали сотрясания в небесах. Великий мудрец
Вишвамитра был таким образом зачарован красотой Манеки, что привело к рождению Шакунталы, героини
знаменитой одноименной драмы Калидасы.
Урваши, одна из апсар, которая, как говорят, была рождена на земле, передала божественные знания танца
и музыки людям. Первыми реципиентами этот искусства были девадаси,храмовые танцовщицы.
С течением веков их танцы, посвященные богам, стали неотъемлемой частью храмового богослужения.
Институт девадаси доминировал во всей Индии, свидетельством чему служат предоставленные Каутильей
описания социальной и культурной жизни в период Мауриев. Со временем обмен девадаси между храмом и
двором стал установившейся практикой.
С.Чамкур. "Принц Сиддхартх наблюдает за танцевальным представлением".1920.
C приходом ислама инcтитут девадаси в Северной Индии распался, но он продолжал процветать на юге
страны. Для монгольских правителей танец был важным придворным развлечением и они привозили в
Индию из Персии танцовщиц, известных как домни, лолони, хорокени и хентсини, у которых был особый
танцевальный стиль. Взаимодействие между персидским и традиционным индуистским стилем привело к
замечательному слиянию. Новый вид танца стал известен как катхак. Благодаря королевскому
патронажу катхак стал считаться утонченным видом развлечения. танцовщицам высоко класса Акбар
присваивал звание канчани(золотая). Позднее известные танцовщицы и певцы стали оказывать
заметное влияние на двор. Джахандар Шах женился на знаменитой танцовщице Лал Кумвар и сделал ее
королевой, дав ей титул Имтиаз Махал (Избранница двора). она приобрела известность как "Танцующая
императрица" Индии. После упадка империи моголов дели утратил свою былую славу и в центре внимания
оказался Лакнау, где нашли приют ведущие танцовщицыю Владевшие богатыми знаниями культуры, искуссства
и высшего света , ои занимали в обществе респектабельное положение. Ваджи Али Кхан, последний наваб
Авадха , правление которого помнят как золотой век танца и музыки, даже учредил институт под
названием Парикхана (дом фей), где обучали музыке и танцам молоденьких девушек.
Между тем институт девадаси продолжал существовать на юге Индии, однако после прихода в упадок
королевств и постепенного обнищания храмов девадаси были вынуждены искать покровительств индийских
принцев и богатых землевладельцев.
Под покровительством сахибов классическому танцу катхак на севере и дасси-атама на юге Индии было дано
общее название нотч, а испольнительнмц этих танцев стали звать девушкой нотч. Она была
деликатна, с мягкими чертами лица,идеальной фигурой. Она очаровывала своими песнями и танцами и
завораживала наиболее утонченных из них своим разговором и остроумием.
Институ танцовщиц нотч доминировал до конца 19-ого века, после чего начался его упадок вследствие
кампании, развернутой против них миссионерами и получившими образование на Западе индийдийскими
реформаторами. Эта моральная цензура нанесла смертельный удар по традиционному индийскому
искусству танца, бережно сохранявшемуся на протяжении веков этими женщинами-исполнительцами.
Тем не менее в 20-м веке классический индийский танец стал возрождаться благодаря великим
танцовщикам из разных стран и Индии. Великие мастера и гуру танца, дожившие до этого времени, вновь
оказались в центре внимания, их повсюду приветствовали и они начали учить своему искусству молоденьких
девушек. Период после обретения независимости Индией стал периодом ренессанса. Танец катхак на савере
Индии в руках некоторых мастеров дал начало балету, а дасси-атам в южной Индии возродился в новой
инкарнации бхаратнатьяма.
Космический танец Шивы. Танец в храме.