Исполнительское танцевальное искусство Индии через века.

Пран Невиль

Танцовщица и музыканты. Храмовый комплекс Каджурахо.Х-ХI век.

Согласно индийской традии танец - творение божественного. Рассказывают, однажды богу небес Индре* и его друзьям богам стало скучно и они начали просить бога Брахму, Создателя,найти им такое занятие, которое может быть увидено и услышано. Брахма вдохновил мудреца Бхарату на создание "Натья Шастры", священного труда, посвященного танцу и музыке. При осмыслении танцев Бхарата осознал, что грациозный танец ласья может быть исполнен только женщинамию Он сказал Брамхе о своей проблеме и тот сотворил апсар, первых женщин-танцовщиц для развлечения богов. Поэты сочинили множество гимнов, воспевающих красоту апсар и то, как они радовали богов своими танцами под аккомпанемент музыки гандхарвов, мифических божественных певцов. В мифах рассказывается, как бог Индра отправлял апсар, чтобы соблазнять мудрецоа-аскетов, чьи эпитимьи вызывали сотрясания в небесах. Великий мудрец Вишвамитра был таким образом зачарован красотой Манеки, что привело к рождению Шакунталы, героини знаменитой одноименной драмы Калидасы.
Урваши, одна из апсар, которая, как говорят, была рождена на земле, передала божественные знания танца и музыки людям. Первыми реципиентами этот искусства были девадаси,храмовые танцовщицы. С течением веков их танцы, посвященные богам, стали неотъемлемой частью храмового богослужения. Институт девадаси доминировал во всей Индии, свидетельством чему служат предоставленные Каутильей описания социальной и культурной жизни в период Мауриев. Со временем обмен девадаси между храмом и двором стал установившейся практикой.

С.Чамкур. "Принц Сиддхартх наблюдает за танцевальным представлением".1920.

C приходом ислама инcтитут девадаси в Северной Индии распался, но он продолжал процветать на юге страны. Для монгольских правителей танец был важным придворным развлечением и они привозили в Индию из Персии танцовщиц, известных как домни, лолони, хорокени и хентсини, у которых был особый танцевальный стиль. Взаимодействие между персидским и традиционным индуистским стилем привело к замечательному слиянию. Новый вид танца стал известен как катхак. Благодаря королевскому патронажу катхак стал считаться утонченным видом развлечения. танцовщицам высоко класса Акбар присваивал звание канчани(золотая). Позднее известные танцовщицы и певцы стали оказывать заметное влияние на двор. Джахандар Шах женился на знаменитой танцовщице Лал Кумвар и сделал ее королевой, дав ей титул Имтиаз Махал (Избранница двора). она приобрела известность как "Танцующая императрица" Индии. После упадка империи моголов дели утратил свою былую славу и в центре внимания оказался Лакнау, где нашли приют ведущие танцовщицыю Владевшие богатыми знаниями культуры, искуссства и высшего света , ои занимали в обществе респектабельное положение. Ваджи Али Кхан, последний наваб Авадха , правление которого помнят как золотой век танца и музыки, даже учредил институт под названием Парикхана (дом фей), где обучали музыке и танцам молоденьких девушек.
Между тем институт девадаси продолжал существовать на юге Индии, однако после прихода в упадок королевств и постепенного обнищания храмов девадаси были вынуждены искать покровительств индийских принцев и богатых землевладельцев.
Под покровительством сахибов классическому танцу катхак на севере и дасси-атама на юге Индии было дано общее название нотч, а испольнительнмц этих танцев стали звать девушкой нотч. Она была деликатна, с мягкими чертами лица,идеальной фигурой. Она очаровывала своими песнями и танцами и завораживала наиболее утонченных из них своим разговором и остроумием.
Институ танцовщиц нотч доминировал до конца 19-ого века, после чего начался его упадок вследствие кампании, развернутой против них миссионерами и получившими образование на Западе индийдийскими реформаторами. Эта моральная цензура нанесла смертельный удар по традиционному индийскому искусству танца, бережно сохранявшемуся на протяжении веков этими женщинами-исполнительцами.
Тем не менее в 20-м веке классический индийский танец стал возрождаться благодаря великим танцовщикам из разных стран и Индии. Великие мастера и гуру танца, дожившие до этого времени, вновь оказались в центре внимания, их повсюду приветствовали и они начали учить своему искусству молоденьких девушек. Период после обретения независимости Индией стал периодом ренессанса. Танец катхак на савере Индии в руках некоторых мастеров дал начало балету, а дасси-атам в южной Индии возродился в новой инкарнации бхаратнатьяма.

Космический танец Шивы. Танец в храме.


* О пантеонах древнеиндийских и древнеславянских богов можно почитать в книге М. Серякова "Голубиная книга", священная книга русского народа."
Используются технологии uCoz