Шива Натараджа.
Танец - древняя форма магии. Танцор вовлекается в бытие и обретает сверхнормальные силы. Его личность
в танце изменена. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней
сущности человека и в конце концов слияние с Божеством. По этой причине танец в Индии развивался параллельно
суровой аскезе и дыхательным практикам, полным погружения в себя. Танец - это акт творения. Он
создает вокруг новое пространство и вызывает в танцоре новую более высокую индивидуальность. Танец
может стать космогоничным, если он пробуждает в человеке дремлющие в нем эволюционные энергии.
В индийском искусстве, в живописи, в скульптуре и архитектуре ничто не существует бесцельно, случайно.
Даже самый маленький листочек имеет свое духовное содержание. То же самое можно сказать и о
скульптурных формах индуистских богов и богинь. Каждое божество занято чем-то, что исполнено глубоким
космическим символизмом.Особенно выделяется в этой связи портретизация танцующего Бога Шивы как
Натараджи, или Владыки танца. Шива - один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с
Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог, уничтожающий
в конце каждого периода миры и создающий их заново.Натараджа - это одна из форм представления Бога
Шивы. Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки,
а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108
танцевальных поз и танец "тандава лакшан". Все они фигурируют на портале храма Чидамбарама, посвященного танцующему
Шиве, в южной Индии.
Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца:
исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива
Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога
грациозно выставлена вперед в танцевальной позе. У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет
смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов - символ космического
ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика.
В другой руке(левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения
и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени! Две нижние
руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой
кистью замерла в
мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой
нижней руки(опущенная кисть с выпрямленными пальцами) - указывает на поднятую левую ногу
и означает вожможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности(майа).Голову
Шивы украшает корона
с черепом - знак победы над смертью. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками
пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель
одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие.
Символизм, заложенный в этом космическом танце Шивы, разъясняется в индийской школе философии шайва сиддханта. Образ
Натараджи является мощным ритмическим средством, постоянно занятым 5-ю вечными видами деятельности:
созидания, сохранения, уничтожения, абстракции и благословения. Вездесущий и Всемогущий Шива в своем
танце одновременно осуществляет эти аспекты деятельности.Его поза воплощает в себе взаимодействие
трех вечных первородных сущностей - бога, души и неволи- открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.
Согласно древним текстам майя(иллюзия) толкает нас на ошибочное принятие преходящих
удовольствий мира за постоянные, в то время как только духовное причастие может помочь человеку
избавиться от иллюзий. Самолюбие считается одним из самых пагубных зол. Только Он(Всевышний)
держит под контролем все души. Это символизируется актом растаптывания демона.
Образы Натараджи можно встретить по всей Индии. Они могут быть выполнены из камня и из бронзы. На
севере Индии его изображения украшают стены храмов. Эта традиция продолжается здесь со времен
правления династии Гуптов. На юге страны самые ранние образы Космического танцора относятся к YI веку,
начиная со времен династии Чалукиев. Иконы Натараджи являются воплощением радости жизни,
экстаза ритмичного движения, идеального баланса, симметрии, грации и гармонии. Великий французский
скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа -это самая гениальная скульптура,
созданная человеком.
Современные индийские танцовщицы в позе Шивы Натараджа.
Танец Бхаранатьям.Исполнительское танцевальное искусство
Индии через века.
Танец в древнем храме.
Йога в танце.
ЧИДАМБАРАМ: Приют танцующего Шивы.
Текст: В.Чандрашекхар, Калпана Палкхивала( журнал "Индия, перспективы",июль,2000).
Храм Чидамбарам.
Хотя слово койл означает на тамильском языке храм и юг Индии полон храмов, в тамильской литературе
и мифологических текстах под словом койл неизбежно подразумевается храм Чидамбарама, где Натараджа исполняет
свой вечный танец. Каждая колонна и каждый камень Чидамбарама вызывает восоминания об этом космическом танце -
лалитатилаке,- который танцует бог Шива, или Натараджа.
Чидамбарам -это один из пяти центров прилигримажа, представляющих пять элементов Вселенной: земли, огня, воды,
ветра и космического пространства. Чидамбарам представляет собой пространство.
Cогласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован
конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати(покровительница искусств и знаний)
играла на вине(лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма - на цимбалах, бог Вишну - на барабане,
а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Чтобы продемонстрировать свое превосходство бог Шива исполнил оортхуву
тандаву, подняв одну ногу до уровня своей короны. Богиня Ума решила, что в этом случае проявить скромность и
признать, что победителем является Шива. Именно в этой позе Шива и известен как Натараджа, когда левая нога его поднята
так, что она своими пальцами касается его лба и ставит на него знак тилака.
Танцующий Шива являлся излюбленным богом королей династии Чола. Их дворец находился неподалеку от храма Шивы. Согласно
традиции Хираньяварман из династии Паллавов построил здесь первоначальный храм. Вначале он был был маленьким, но поздее
к нему был пристроен золотой храм Канакасабха, были сделаны другие пристройки и храм разросся. Танцевальный зал был покрыт
золотом королем Парантхакой I из династии Чола в начале Х-ого века. Позднее это место получило название Поннамбалам
(Золотой храм).
Говорят, что благочестивый король Гундрадитья распевал здесь свои гимны во славу бога Шивы, а шайваитский поэт Секкизар
сочинил здесь в зале с тысячью колоннами свой труд "Перияпуанам" в период правления короля Кулоттунги П в первой половине
ХП-ого века. Говорят, что первое слово для Секкизара подсказал сам бог Шива.
Этот храм раскинулся на площади более 43 акров земли, окруженной четырьмя большими улицами, и строился различными правителями
в разные периоды времени.Четыре гопурама(башни), взмывающие в небо, зовут к себе людей со всех сторон. Они имеют округленную
форму и поднимаются на высоту 40,5 м. Каждый из них имеет 7 этажей. Входы в них огромны: каждый высотой 12 м. западный и
южный гопурамы относятся к периоду Маравармана Куласекхара Пандьи в ХШ-ом веке.Восточный гопурам тоже принадлежит ХШ веку. Он
был построен королем Виджаянагара Кришнадевараей. На обеих сторонах гопурамов изображены скульптуры во всех 108 мудрах
(позициях) танца бхаратнатьям. Некоторые из крупных скульптур изумительно красивы. На западном гопураме
изображены Шанкмукха, сражающийся с Таракой, Дурга в битве, Вишну на своем излюленном Гаруде и Кальянасундара. На восточном
гопураме можно видеть танцующего Шиву, Сомасканду, Гангадхару, Дакшинамуртхи и Гаджанатаку. На южном гопураме запечатлен
Камадева в разных позах.
Вид гопурама храма Чидамбарам.
На северной стороне храмового комплекса нахдится огромный водный резервуар Шиваганга. Верующие считают, что его воды имеют
целительные свойства. Говорят, что король Паллавов Симхаварман, прибывший сюда в паломничество, искупался в этом резервуаре
и был излечен от тяжелой болезни. На стенах коридоров, окружвющих бассейн, начертаны гимны, воспевающие космический танец
Шивы.
На северо-востоке находится зал со ста колоннами, но им уже не пользуются. Можно войти в храм через восточные или
западные ворота. С восточной стороны в храм ведет 21 ступенька во внутреннюю пракару. Можно совершить парикраму(если обойти
пракару по кругу) или же пойти прямо в храм до санктума санторума, где стоит образ Натараджа в позе ананда тхандавам
танце блаженства). Девять золотых каласов(горшков) образуют шпиль крыши, лежащей на 64 деревянных палках. Говорят, что храм
выложен 21600 золотыми питками, которые удерживают 72000 гвоздей.
Все эти цифры имеют мистический характер. Девять каласов представляют составные части Вселенной: трех актеров - время,
пространство и причину, трех ингредиентов - саттву, раджас и тамас, и три функции -созидение, сохранение и разрушение.
Деревянные балки - это 64 вида искусства, или кала. Количество плиток обозначает количество вдохов, которые человек
делает в день, а число гвоздей равно частоте пульса, самой основы жизни.
Санктум санкторум также называют Канакасабхой. Здесь Натараджа представлен в танцующем виде и как акаш линга, линга эфира и
пустоты. Направо от образа находится ниша, закрытая пологом. Здесь нет образа, а есть только гирлянда золотых листьев вилва.
Здесь Шива представлен как не имеющий формы. Это секрет чита(мудрости) и амбарама(пространства, или атмосферы), которые
вместе образуют город космического танца - Чидамбарам. Танцевальный зал, или Нритьясабха, построен в виде колесницы,
запряженной лошадьми. Это образ изумительной резной работы.
Здесь бог Шива находится в позе оортхава тхандава с поднятой высоко вверх ногой. Помимо главного храма имеется много малых
храмов. Здесь отмечаются религиозные праздники. Шиве посвящены 2 важных праздника:один в июне, другой в декабре. Каждый
из них длится 10 дней и на девятый день богов вывозят в город на колеснице. На десятый день проходит даршан(аудиенция).
Танцующий Шива во всем величии выходит из зала тысячи колонн в санктум санкториум, чтобы пребывать там в последующие
6 месяцев. Посещение храма оставляет верующего в состоянии экстаза с таким чувством, будто он действительно увидел сам космический
танец.
Шива Натараджа.
Шива Натараджа.
Танец Нритта, исполняемый богиней Сарасвати.
Танец Кришны с гопи.
Видение бога Кришны, играющего на флейте.
Танец буддийской жрицы.
Танец японской богини Солнца Амэ-но Удзумэ.
В японской мифологии богиня, играющая главную роль в извлечении Аматэрасу из грота. Известен миф о ее одержимом танце на перевернутом чане у входа в убежище богини солнца. После того как богиня солнца Аматэрасу укрылась в гроте, оставив мир во мраке, боги пошли на хитрость. Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями. По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало звук боевого барабана. Петух кричал, и танец богини становился все возбужденнее. В экстазе она сбросила свои одежды, и боги начали смеяться. Удивленная Аматэрасу выглянула из грота и, увидев свое отражение в зеркале, не в силах была удержаться от желания созерцать свою красоту, и мир снова озарился солнцем. Что и требовалось богам, которые хотели вернуть на землю солнечный свет и тепло.
Утагава Кунисада."Танец богини Солнца Амэ-но Удзумэ".
Танец жрицы Исиды.