"Язык исходит изнутри человека, выстраиваясь по определенным законам. И так же, следуя тем же законам,
душевный мир может выразить себя во внешнем движении, в возвышающихся до уровня зримой речи жестах. По своим
выразительным возможностям такое движение подобно звучащему слову и пению. Этому зримому для глаз языку доступно
передать всю полноту существа человека, его душу, его дух."
Рудольф Штейнер*.
В начале 20-ого века французский оперный певец Франсуа Дельсарт(1811-1871) создал новую гимнастическую систему. В своей
книге "Искусство и жест" знаменитый русский искусствовед начала 20-ого века князь Сергей Волконский написал:"Его можно
назвать основателем науки о телесной выразительности. Он установил связь между эмоциональным состоянием человека и
телодвижением". Дельсарт видел основу движения в его естественной природе, стремился сочетать гимнастические
упражнения с музыкой. Его идеи иницировали появление множества школ и последователей. Школы по системе Дельсарта положили
начало новой культуре движения не только в балете, но и в массовой культуре.
Француз Жак Далькроз (1865-1950) внес значительный вклад в развитие системы Дельсарта. Его идеи способствовали развитию
не только музыкального слуха, но и "мышечного чувства" ритма. В 1911 году в Хеллерау под Дрезденом открывается его школа.
Далькроз считал, что в основе всего лежит ритм, поэтому нужно прежде всего развивать ритмическое чувство. В отличие от
Дельсарта, у которого законы движения вытекают из необходимости выразить эмоциональное состояние человека, у Далькроза
движения в пространстве возникают как результат синтеза самоосознания человеком своего внутреннего эмоционального
состояния, музыки, которая дает импульс движению и структуры пространства, в котором движется человек. Для этого необходимо,
чтобы человек был способен воспроизвести любое ритмическое движение, во-вторых, ухо человека должно быть чувствительным к
музыке. Применяя на практике свои идеи, Далькроз столкнулся с серьезными препятствиями в физическом состоянии тела
человека, как правило, очень зажатом. Поэтому он стал создавать систему гимнастики, раскрепощающую тело человека,
делавшую тело выразителем чувств и воли. В Европе начала века стало модным в буржуазных кругах отдавать своих детей
для обучения в школы Далькроза, формирующие у детей культуру пластического движения. Эптон Синклер в своих романах
"Между двух миров" и "Крушение мира" много страниц посвятил принципам обучения по системе Далькроза: интеллектуалам казалось,
что развитие человека может спасти человечество от надвигавшейся угрозы войн.
Среди последователей Дельсарта и Далькроза была Асейдора Дункан, открывающая для себя и для зрителей выразительный смысл
человеческой походки, осанки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы, рук. А.Дункан выступила как одна из
основоположников танца модерн, отказавшись от пуантов(она танцевала босиком и в греческой тунике) и условного языка
классического балета. Основу для композиций она черпала в греческой мифологии и трагедии, итальянском Возрождении
или следовала близким ей по духу идеям Вагнера и Ницше. В своих композициях она осуществляла синтез идей модерна,
неоклассицизма и авангарда. Самый известный в России исследователь творчества Асейдоры Г.Г.Лахути пишет о ней:
"Талантливейшая танцовщица и незаурядный педагог, реформатор и оппонент классического балета, разработавшая многие идеи и
приемы танца, лучшие из которых вошли в основу мировой современной хореографии; высокообразованная женщина, тонко
чувствовавшая искусство в разных его проявлениях, обладавшая литературным даром, бунтарским и противоречивым характером
и, наконец, личным мужеством, щедростью, бескорыстием и широтой натуры - такова Асейдора Дункан."
Выступления студии художественного движения Дома ученых(Москва).
После первых гастролей (Асейдора приезжала в Россию еще до революции в 1904, 1905, 1908 и 1913 годах, а затем - в 1921 году)
в России возникли студии пластики, свободного танца, ритмики, которые стремились к гармоничному развитию человека, его
физической красоты и духовному обогащению. Наиболее известной была школа пластики Э.И. Рабенек (Она ездила учиться в школу
сестры Асейдоры и открыла в 1910 году "Московские школы пластики"). Стиль танца Асейдоры был открыт для всех - не только
для профессиональных танцовщиков, потому что не было необходимости в многолетнем обучении, чтобы научиться выражать
движения своей души через естественные движения. Импульс к развитию пластики человеческого тела, заданный Асейдорой в
нашей стране, был так велик, что до настоящего времени существуют студии художественного движения, которыми руководят
преподаватели, учившиеся у учеников Э.Рабинек.
Асейдора любила Россию, несколько раз приезжала в Россию, считала, что у России - большое будущее и умудрилась в 1921(!)
году открыть свою Академическую школу танцев в Москве. Осенью 2006 года в галерее "Г.О.С.Т." в Москве проходила выставка,
посвященная картинам русских художников об Асейдоре Дункан и был выпущен альбом, в котором есть много интересного об
Асейдоре, ее жизни, творчестве и о том, какой вдохновенной музой она была для многих великих художников, режиссеров,
поэтов и музыкантов.
Асейдора Дункан в своем творчестве спонтанно выражала потребность человека начала 20-ого века к тотальному осознанию
себя - в движении, звуке, мыслях. И отвечая на эту внутреннюю потребность современников в 1912 году сподвижник Елены
Блаватской Рудольф Штейнер начинает разрабатывать теорию и практику эвритмии, которую он называл видимым пением.
М.А.Добров. Танец Асейдоры. 1911.
Рудольф Штейнер(1865-1926), теософ, основоположник эвритмии.В 1927 году жена Р. Штейнера Мария Штейнер выпустила курс лекций "Эвритмия как видимое пение", прочитаных в Гетеануме в 1924 году и изданном в Москве в 1999 году.
Ритм приводит человека в движение. И здесь можно уже очень хорошо различить, выполнено ли движение со вкусом или же оно
совершено безвкусно, присутствует ли в движении - во всех этих медленно-быстрых движениях - душа. Здесь проявляется эфирное
тело человека. Эфирный человек - вот кто проявляется в ритме. А в мелодии, которая несет истинный дух музыки, открывается
астральное тело человека. Таким образом, в музыкальном творчестве явлен весь человек за исключением Я. И вы можете сказать:
я предстаю перед миром, физически отбивая такт, эфирно проживая ритм, астрально развивая мелодию. А в те мгновения, когда
музыка переходит в речь, открывается Я.
Речь это всегда отношение человека к миру. Музыка - это отношение человека как душевно-духовного существа к самому себе.
От ощущения радости в человеке рождается звук. В радости человек теряется, в боли он слишком ощущает себя. Гармоничное ощущение - это равновесие между радостью и болью.Желание потеряться в радости рождает в человеке тон и тем самым человек удерживается в равновесии. Он удерживает свое астральное тело, не поддается ему. И в боли, чересчур сильном переживании, человек, издавая тон или звук, хочет убежать от самого себя.
Рассмотрим мотив в мелодии. Внутреннее музыкального мотива содержится в звуковысотности, длительности нот, силе звучания. В человеке живет ощущение того, что в музыке он восходит в область духа.