Новатор балета.

Касьян Голейзовский (1892-1970).

Набросок к танцу. 1960-ые годы.

В самом начале 20-ого века реформы балетмейстеров А.Горского, а затем М.Фокина выдвинули русский хореографический театр на авансцену художественной жизни. Балет соответствовал той тяге к красоте, которая царствовала в умах начала века. Он как бы возвращал человеку способность непосредственного выражения чувств. Недаром так всех привлекала искренность, непосредственность танца Асейдоры Дункан, "вакханалии" Михаила Фокина и Александра Горского. Именно эти 2 балетмейстера и стали учителями Касьяна Голейзовского. А начинал молодой хореограф... с эстрады - сначала в "Интимном театре", а потом до самой революции - в "Летучей мыши". Тут все "высокое" скрашивалось легкой иронией, скепсисом. В облике печального Пьеро выходил на сцену Александр Вертинский. Здесь начались первые опыты Голейзовского в области танцевального языка...
Революция открыла для художников возможность свободного самовыражения, творческих экспериментов. Из стихии открытой эмоциональности, проявлений свободного человеческого начала родилась творческая манера молодого хореографа. Его герой, его тема оказались близки новому времени, новому зрителю. В 1918 году, оставив исполнительскую работу в Большом театре, он занялся балетмейстерской практикой. К.Голейзовский организует студию "Камерный балет", художественные поиски которой перекликались с экспериментами знаменитого Камерного театра Александра Таирова. В труппу балетмейстера устремились лучшие силы Большого театра, различных студий. Балеты "Арлекинада", "Саломея", "Трагедия масок" открывали как бы заново имена Е.Адамович, Л.Банк, З.Тарховской,В.Ефимова, Н.Тарасова. Концерты студии вызывали острые споры и живой интерес. Одни бурно восхищались, другие резко критиковали балетмейстера за отход от классического танца, за то, что слишком много элементов акробатики, ритмопластики. Проходит год-другой и молодой театр взрывает и оплот балетного академизма - Большой театр. При содействии Луначарского его приглашают в 1924 году балетмейстером для постановки балетов "Йосиф Прекрасный" и "Теолинда". И он подтверждает славу современнейшего хореографа.

Ученик академической петербургской балетной школы, владеющий всеми тайнами классического танца, он в 1935 году в Харькове поставил балет "Спящая красавица" на музыку П.Чайковского. И он же стоял у истоков нового жанра в советской хореографии - жанра национального балета, создав на основе таджикского фольклора спектакль "Ду Гуль". С середины 30-х годов балетмейстер работал в различных театрах СССР. Прекрасный рисовальщик, очень музыкальный, с богатой фантазией хореограф, Голейзовский создал свой собственный стиль, соединив характерный гротеск и хореографическую драму. Это проявилось и в больших многоактных спектаклях и в хореографических миниатюрах. В жизни К.Голейзовского были и года молчания, но ни одного дня без творчества. Не было сцены - на бумаге появлялись эпизоды из будущих постановок. В конце 50-х годов хореограф внов вернулся в балет. Он собрал вокруг себя группу молодежи и поставил в Концертном зале им. Чайковского в Москве "Вечера новых хореографических вечеров". Его искусство предстало не как архаика, не как воспоминание о прошлом, а как органический поиск современного хореографа. Он возвращал в балет лирическую тему, танцевальность, образность хореографии, тот самый "мир взволнованных чувств", который лежит в ее основе. "Мазурка" на музыку Скрябина в исполнении Е.Максимовой, "Нарцисс" на музыку Н.Черепнина в исполнении В.Васильева, "Мелодия" на музыку А.Дворжака, которую впервые станцевала Н. Бессмертнова и А.Лавренюк, стали классикой балета.
На протяжении творческой жизни хореографа его музыка оборачивалась то Коломбиной итальянской комедии масок, тоблоковской Прекрасной Незнакомкой, то эротичной Саломеей и вечной женственностью безымянных образов его миниатюр. Освободившись от разнообразия одежд, в которые наряжало ее время, в конце творческого пути К.Голейзовского муза воплотилась в земную и идеальную Джульетту восточных легенд и поэм - Лейли в спектале Большого театра "Лейла и Меджнун", поставленном в 1964 году в Большом театре. Сегодня нет хореографа или исполнителя в нашем искусстве, на которого в той или иной степени не оказало влияние творчество Касьяна Голейзовского.
Н.Чернова

Для славы русского искусства

Памяти Сергея Дягилева(1872-1929)

В.Серов. Портрет Сержа Дягилева.1904.

Л.Бакст. Портрет С.Дягилева. 1906.

В.Серов. Портрет балерины Тамары Карсавиной.1909.

Личность Сергея Павловича Дягилева и сегодня поражает воображение. Его таланта, мощной творческой эергии, новизны художественных идей и осуществленных им начинаний с лихвой хватило бы на несколько жизней. Он все вместил и все успел - один. Его имя всегда было в центре дискуссий. Ленивых и нерасторопных он раздражал деловым размахом, твердолобых приверженцев традиций - своим "западничеством", косные театральные служащие шарахались от его новаций,его называли нигилистом, декадентом, дельцом. Он знал блистательные подъемы и сокрушительные провалы. Но неизменно шел своим путем.
Молодость Дягилева совпала со временем стремительного обновления и взлета русского искусства на рубеже XIX и XX столетий. Воспитанник пермской гимназии, студент-юрист Петербургского университета, страстный любитель музыки и театра, он в 1890 году на правах равного вошел в круг молодых талантливых столичных художников, стал единомышленником А.Бенуа, К.Сомова, Л.Бакста. Первым его начинанием было организация художественных выставок в Петербурге. Увлеченный мыслью ознакомить Россию с новым европейским искусством, он в 1897 году устроил 2 выставки зарубежных художников, а в 1898 году прогремела "Выставка русских и финляндских художников". 74-летний патриарх художественной критики В.Стасов публично осудил выставку за модернизм, а Дягилева назвал "декадентской старостой". Дягилев с уважением относился к передвижникам, но он один из первых интуитивно ощутил исчерпанность позднего передвижнечества, необходимость обновления живописного языка. Об этом он написал Стасову и больше в полемику не вступал.

В.Серов. Портрет балерины Анны Павловой в балете "Сильфида".1909.

В 1898 году Дягилев начинает издание журнала "Мир искусства", одного из первых и лучших художественных журналов. Он собрал вокруг себя весь цвет художественной мысли - широта тематики была удивительной: русское и европейское изобразительное искусство, взаимообмен культур, музыка, театр, философская мысль, музейное дело, открытие неведомого пласта национального декоративно-прикладного искусства, соотношение классики и современности, изысканность оформления - обложки, рамки, заставки рисовали К.Сомов, Добужинский, лансере. На основе объединения в 1900 году сложилось объединение "Мир искусства", отвечавшее потребности молодых художественных сил к объединению. И снова Дягилев - душа и организатор этого дела. Новая ветвь вырастает из старого ствола - вот художественное кредо "мирискусников". К известным именам добавились Врубель, Головин, Рерих, Серов, Билибин, Малявин, Грабарь, Остроумова - прекрасное творческое созведие, интерпретирующие ценности прошлого в соременном звучании!
"Выставки "Мира искусства" следовали одна за другой. Благодаря дягилеву Россия быстро узнала новые художественные имена. В 1905 году он устраивает в Таврическом дворце грандиозную выставку русских портретов XYIII-XIX веков, на которых заблистали вновь имена Боровицкого, Рокотова, Левицкого. Дягилев, объезжая города русской провинции, впервые обнаружил множество неизвестных работ(а всего выявил 4000 портретов). Увенчала его парады живописи выставка русских художников в Париже в 1906 году, ставшая откровением для Запада. Успех окрылил Дягилева. Он почувствовал: настал час русского искусства в Европе. В 1907 году он с необыкновенным успехом устроил в Париже цикл русских "Исторических концертов", а в 1908 году показал там "Бориса Годунова" с Федором Шаляпиным, имевшего ошеломительный успех. Он познакомил Европу с музыкой Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. В 1909 году началась новая и, может быть, лучшая старница его жизни: он вывез в Париж русские балеты. С тех пор 20 лет длились зарубежные балетные "Русские сезоны", сделавшие его имя в мире бессмертным.

Вацлав Нижинский в балете "Видение розы"(хореография М.Фокина).

В пору, когда на Западе балет переживал упадок и мало ценился, русские спектакли поразили своей новизной Европу: прекрасная музыка и хореография, высокое мастерство балерин и танцовщиков, красочное великолепие невиданных прежде декораций и костюмов - балет представлен целостным и гармоничным искусством. У Дягилева было потрясающее чутье на таланты. Он смело привлекал к сочинению балетов молодых выпускников консерватории И.Стравинского и С.Прокофьева. Он не просто заказывал музыку знаменитым К.Дебюсси, М.Равеля или М. де Фалья:часто сочинения были инициированы его творческой фантазией. Он не только изумительно угадывал дарование, но и блестяще реализовывал.Выдвигал неизвестного танцовщика - и он становился В.Нижинским, поручал хореографию балета молодому танцовщику - и мировой балет получал Сергея Лифаря и Д.Баланчина. Все свои начинания он осуществлял с такой одержимостью, словно незнакомство Запад с русским искусством оскорбляло его национальное чувство. После его смерти в 1929 году "Русские сезоны окончились", но они дали западному искусству мощную русскую "прививку", на долгие годы определив тенденции развития балета и театрально-декорационного искусства.
Ю.Виноградов

М.Ларионов."С.Дягилев и Серж Лифарь на репетиции."

Балетные зарисовки Л.Бакста

Костюм фавна для балета "Послеполуденный отдых фавна",хореография В.Нижинского.

Костюм серебряного негра из балета "Шехерезада" Римского-Корсакова.

Костюм нимфы в балете "Послеполуденный отдых фавна".1912.

Костюм Жар-птицы для балета Игоря Стравинского "Жар-птица".

Сирийский танец.

Танцевальных дел великий мастер

Великий Дидло

Федор Толстой.Рисунок к балету "Эолова арфа".1834.

Великий Дидло. Этим эпитетом история венчала имя человека, который ставил и сочинял балеты... Был он по образованию артистом, по роду деятельности - танцмейстером, а по духовному призванию - поэтом. В 1801 году Шарль Дидло приезжает в Петербург и становится полновастным хозяином петербургского балета. С неудержимой энергией он берется за преобразование школы, укрепляет и расширяет труппу, обновляет репертуар. Танцует, ставит, учит... В девять часов утра его коляска останавливалась у училища. Дверь с шумом распахивалась. Широкими и резкими шагами Дидло вносил в класс свою нескладную фигуру...


Страница любителя русского балета

Используются технологии uCoz